ГЛАВНАЯ СТРАНИЙА      ВАЗ      УРАЛ (красивая история)      МОСКВИЧ      ФОТКИ      ВСЕ РАЗДЕЛЫ      

КОШМАРЫ "КРОССА НАЦИЙ"

  "Кросс наций", он же командный чемпионат мира, ежегодно собирает лучших спортсменов со всех континентов. Советские команды дважды -- в 1968 и 1978 годах -- становились чемпионами мира, в 1974 и 1975 годах -- бронзовыми призерами. Имена наших гонщиков Виктора Арбекова, Геннадия Моисеева, Владимира Кавинова, Юрия Худякова навсегда вошли в историю мирового мотоспорта. Но вот уже 20 лет все попытки российских гонщиков восстановить свое реноме заканчиваются неудачей.
  Шанс отвоевать былые позиции в минувшем году был предоставлен молодым гонщикам ижевского профессионального клуба "Ирбис" Сергею Гарину, Александру Иванютину и Виталию Тонкову.


Бельгиец Стефан Эвертс -- трехкратный победитель "Кросса наций"
Сергей гарин -- 19 лет, мастер спорта, чемпион России, чемпион СНГ.
Александр Иванютин -- 16 лет, мастер спорта, обладатель Кубка России, бронзовый призер чемпионата России.
Максим Лебедев -- мастер спорта, 22 года, чемпион России.
  В самом конце сентября мото-парк Фоксхилл, что в предместье английского города Суиндон, принимал участников "Кросса наций". В составах сборных, прибывших из 31 страны, что ни имя – то живая легенда. Здесь чемпионы мира бельгийцы Стефан Эвертс, Мартиг Бервоетс, итальянцы Алессио Киоди и Алесандро Пузар, англичане Пауль Малин и Роберт Херринг, призеры чемпионатов мира и Европы немец Пит Байрер и швед Йоаким Карлссон. Сюрприз приготовила погода: навалившиеся густой туман и дождь стали настоящим бедствием. Изобилующая отвесными спусками и подъемами и без того сложная трасса за несколько часов превратилась в сплошное месиво непролазной грязи.
  В квалификационных заездах первого дня должны были определиться 17 сильнейших команд-финалисток. Призеры прошлогоднего чемпионата – команды Бельгии, Италии и Великобритании проходили без отбора.
  Первыми на трассу вышли "стодвадцатипятки". Удачно начавшего гонку Александра Иванютина (после второго круга он шел 15-м) к концу гонки оттеснили на 22-е место. Однако в общий зачет шли результаты двух лучших выступлений в команде, и потому шансы войти в число финалистов у представителей России еще оставались. Тем не менее, события в первом же заезде в классе 250 кубиков взорвали все надежды: Максим Лебедев, видимо, счел, что гонка на такой разбитой трассе сродни садомазохизму, и неожиданно сошел с трассы.
  Третьему российскому гонщику Сергею Гарину, выступавшему в свободном классе, для преодоления командой квалификационного рубежа нужно было занять минимум четвертое место. Но уже на старте он попал в "завал" и оказался на предпоследней позиции. К середине гонки он перебрался на 18-е место. Однако на одном из подъемов, уходя от столкновения, Гарин упал. Предательская вязкая глина "присосала" стокилограммовую "Ямаху". Гонщик сумел поднять машину уже тогда, когда судьи дали отмашку о завершении соревнований. На этом для российской сборной соревнования закончились.
  Финальные заезды "Кросса наций", проводившиеся на другой день, показали, что и грандам мирового мотокросса такая трасса "не по зубам". Стоило одному спортсмену на подъеме приостановиться или упасть, как весь участок превращался в груду из 10–15 копошащихся в грязи мотоциклистов. Те, кому удавалось подняться, скатывались с техникой к подножью склона и вынуждены были повторять попытки взять высоту. А для десятков тысяч зрителей "Кросс наций" превратился в зрелищное шоу.
  В таких условиях подтвердить свой высокий класс смогли только бельгийцы, во главе с четырехкратным чемпионом мира Стефаном Эвертсом они заняли первое место. В какой-то момент казалось, что и Эвертс захлебнется в "пробке". Но он не полез в пекло, выждал, разогнался и пролетел над всеми. Этот фантастический прыжок и стал триумфальным для сборной Бельгии.
  Серебро чемпионата досталось сборной Финляндии, бронза – Новой Зеландии – командам, которые до этих соревнований в числе фаворитов не значились.

  БЛИСТАТЕЛЬНАЯ "МЕГА-ЛАДА"

  К итогам чемпионата России-98 по спидвею среди клубных команд

  Этот вид соревнований вызывает особый интерес у фанов – можно "поболеть" за команду, состоящую из нескольких классных гонщиков. Мотоциклетная федерация России сделала чемпионат открытым: в нем регулярно принимает участие латвийская команда "Локомотив" из Даугавпилса, и это подняло спортивный интерес к чемпионату. Трибуны стадионов во время матчей ломились от болельщиков.
  В гонках стартовали пять команд-соперников, которые должны были провести в общей сложности сорок встреч. Наиболее вероятными претендентами на победу считались прошлогодний чемпион страны команда "Лукойл" из башкирского города Октябрьский и трехкратный чемпион России тольяттинская "Мега-Лада". Участвовали также блистательная в прошлом уфимская "Башкирия" и "Восток" из Владивостока. Ожидалось, что в борьбу вступят неоднократный чемпион СССР команда "Турбина" из приволжского города Балаково и "Цементник" из Черкесска, где великолепный мототрек европейского класса. К сожалению, обе не смогли преодолеть финансовых проблем...
  Как и ожидалось, "Лукойл" и "Мега-Лада" сразу ушли в отрыв. И вдруг пришло известие из Даугавпилса: оба лидера проиграли там "Локомотиву"! И вот ведь совпадение – с одинаковым количеством очков.
  Однако этот вариант предусмотрен положением: при равенстве очков преимущество определяется по результатам встреч команд между собой. В Тольятти "Лукойл" проиграл "Мега-Ладе" с разницей в 22 очка, в ответном же матче "лукойловцы" на своем треке победили с разницей только в 19 очков. Вот тогда-то у тольяттинцев и появилась реальная возможность стать чемпионами России. Но для этого надо было во что бы то ни стало одолеть команду "Восток" на ее "домашнем" треке в далеком Уссурийске.
  Мэрия Тольятти, спонсоры и благотворители нашли деньги на перелет гонщиков вместе с мотоциклами в Уссурийск. Здесь тольяттинские мастера спидвея победили 50:39 и в четвертый раз завоевали чемпионские медали!
  Кстати, "Мега-Лада" была единственной командой, приехавшей в Уссурийск. Даже финансово благополучный "Лукойл" отказался от матча. Впрочем, результат ничего не менял – "Лукойлу" засчитали поражение за неявку, и все равно он получил серебряные медали.
  Гонщики из Владивостока завоевали третье место и бронзовые медали. Уфимская "Башкирия", победив в единственном матче у себя на треке латышей, очутилась на последнем месте. Обидно, ведь именно она некогда называлась фаворитом в спидвее, Уфа многие годы считалась центром отечественного спидвея. Отсюда вышли легендарные гонщики Игорь Плеханов, Борис Самородов, Михаил Старостин, Габдрахман Кадыров и другие.

Владимир КАРНЕЕВ,
Заслуженный мастер спорта,
Заслуженный тренер СССР


  РОССИЯНЕ ЛИДИРУЮТ

  28–29 ноября в Ассене (Голландия) стартовал 34-й чемпионат мира в мотогонках на льду в серии Гран-при. В нем участвовали пятеро россиян: трехкратный чемпион мира А. Балашов, экс-чемпион и серебряный призер прошлого года К. Дрогалин, а также В. Лумпов, В. Фадеев и В. Перцев.
  Все наши спортсмены попали в "десятку" лучших. В первый день чемпионата первым был А. Балашов, вторым – К. Дрогалин. На следующий день гонщики поменялись местами. После двух этапов у них по 45 очков. На третьей позиции закрепился россиянин В. Никулин, который выступает за Германию.
  Следующие четыре этапа Гран-при пройдут в России: 23–24 января в Саранске, а 30–31 – в Красногорске.