КОШМАРЫ "КРОССА НАЦИЙ" "Кросс наций", он же командный чемпионат
мира, ежегодно собирает лучших спортсменов со всех
континентов. Советские команды дважды -- в 1968 и 1978 годах
-- становились чемпионами мира, в 1974 и 1975 годах --
бронзовыми призерами. Имена наших гонщиков Виктора Арбекова,
Геннадия Моисеева, Владимира Кавинова, Юрия Худякова навсегда
вошли в историю мирового мотоспорта. Но вот уже 20 лет все
попытки российских гонщиков восстановить свое реноме
заканчиваются неудачей. Шанс отвоевать былые позиции
в минувшем году был предоставлен молодым гонщикам ижевского
профессионального клуба "Ирбис" Сергею Гарину, Александру
Иванютину и Виталию Тонкову.
Бельгиец Стефан Эвертс --
трехкратный победитель "Кросса наций" Сергей гарин -- 19 лет, мастер
спорта, чемпион России, чемпион СНГ. Александр Иванютин -- 16 лет,
мастер спорта, обладатель Кубка России, бронзовый призер
чемпионата России. Максим Лебедев -- мастер спорта,
22 года, чемпион России.
| В самом конце сентября
мото-парк Фоксхилл, что в предместье английского города
Суиндон, принимал участников "Кросса наций". В составах
сборных, прибывших из 31 страны, что ни имя – то живая
легенда. Здесь чемпионы мира бельгийцы Стефан Эвертс, Мартиг
Бервоетс, итальянцы Алессио Киоди и Алесандро Пузар, англичане
Пауль Малин и Роберт Херринг, призеры чемпионатов мира и
Европы немец Пит Байрер и швед Йоаким Карлссон. Сюрприз
приготовила погода: навалившиеся густой туман и дождь стали
настоящим бедствием. Изобилующая отвесными спусками и
подъемами и без того сложная трасса за несколько часов
превратилась в сплошное месиво непролазной грязи. В
квалификационных заездах первого дня должны были определиться
17 сильнейших команд-финалисток. Призеры прошлогоднего
чемпионата – команды Бельгии, Италии и Великобритании
проходили без отбора. Первыми на трассу вышли
"стодвадцатипятки". Удачно начавшего гонку Александра
Иванютина (после второго круга он шел 15-м) к концу гонки
оттеснили на 22-е место. Однако в общий зачет шли результаты
двух лучших выступлений в команде, и потому шансы войти в
число финалистов у представителей России еще оставались. Тем
не менее, события в первом же заезде в классе 250 кубиков
взорвали все надежды: Максим Лебедев, видимо, счел, что гонка
на такой разбитой трассе сродни садомазохизму, и неожиданно
сошел с трассы. Третьему российскому гонщику Сергею
Гарину, выступавшему в свободном классе, для преодоления
командой квалификационного рубежа нужно было занять минимум
четвертое место. Но уже на старте он попал в "завал" и
оказался на предпоследней позиции. К середине гонки он
перебрался на 18-е место. Однако на одном из подъемов, уходя
от столкновения, Гарин упал. Предательская вязкая глина
"присосала" стокилограммовую "Ямаху". Гонщик сумел поднять
машину уже тогда, когда судьи дали отмашку о завершении
соревнований. На этом для российской сборной соревнования
закончились. Финальные заезды "Кросса наций",
проводившиеся на другой день, показали, что и грандам мирового
мотокросса такая трасса "не по зубам". Стоило одному
спортсмену на подъеме приостановиться или упасть, как весь
участок превращался в груду из 10–15 копошащихся в грязи
мотоциклистов. Те, кому удавалось подняться, скатывались с
техникой к подножью склона и вынуждены были повторять попытки
взять высоту. А для десятков тысяч зрителей "Кросс наций"
превратился в зрелищное шоу. В таких условиях
подтвердить свой высокий класс смогли только бельгийцы, во
главе с четырехкратным чемпионом мира Стефаном Эвертсом они
заняли первое место. В какой-то момент казалось, что и Эвертс
захлебнется в "пробке". Но он не полез в пекло, выждал,
разогнался и пролетел над всеми. Этот фантастический прыжок и
стал триумфальным для сборной Бельгии. Серебро
чемпионата досталось сборной Финляндии, бронза – Новой
Зеландии – командам, которые до этих соревнований в числе
фаворитов не значились.
БЛИСТАТЕЛЬНАЯ "МЕГА-ЛАДА" К итогам
чемпионата России-98 по спидвею среди клубных команд
Этот вид соревнований вызывает особый интерес у
фанов – можно "поболеть" за команду, состоящую из нескольких
классных гонщиков. Мотоциклетная федерация России сделала
чемпионат открытым: в нем регулярно принимает участие
латвийская команда "Локомотив" из Даугавпилса, и это подняло
спортивный интерес к чемпионату. Трибуны стадионов во время
матчей ломились от болельщиков. В гонках стартовали
пять команд-соперников, которые должны были провести в общей
сложности сорок встреч. Наиболее вероятными претендентами на
победу считались прошлогодний чемпион страны команда "Лукойл"
из башкирского города Октябрьский и трехкратный чемпион России
тольяттинская "Мега-Лада". Участвовали также блистательная в
прошлом уфимская "Башкирия" и "Восток" из Владивостока.
Ожидалось, что в борьбу вступят неоднократный чемпион СССР
команда "Турбина" из приволжского города Балаково и
"Цементник" из Черкесска, где великолепный мототрек
европейского класса. К сожалению, обе не смогли преодолеть
финансовых проблем... Как и ожидалось, "Лукойл" и
"Мега-Лада" сразу ушли в отрыв. И вдруг пришло известие из
Даугавпилса: оба лидера проиграли там "Локомотиву"! И вот ведь
совпадение – с одинаковым количеством очков. Однако
этот вариант предусмотрен положением: при равенстве очков
преимущество определяется по результатам встреч команд между
собой. В Тольятти "Лукойл" проиграл "Мега-Ладе" с разницей в
22 очка, в ответном же матче "лукойловцы" на своем треке
победили с разницей только в 19 очков. Вот тогда-то у
тольяттинцев и появилась реальная возможность стать чемпионами
России. Но для этого надо было во что бы то ни стало одолеть
команду "Восток" на ее "домашнем" треке в далеком
Уссурийске. Мэрия Тольятти, спонсоры и
благотворители нашли деньги на перелет гонщиков вместе с
мотоциклами в Уссурийск. Здесь тольяттинские мастера спидвея
победили 50:39 и в четвертый раз завоевали чемпионские
медали! Кстати, "Мега-Лада" была единственной
командой, приехавшей в Уссурийск. Даже финансово благополучный
"Лукойл" отказался от матча. Впрочем, результат ничего не
менял – "Лукойлу" засчитали поражение за неявку, и все равно
он получил серебряные медали. Гонщики из
Владивостока завоевали третье место и бронзовые медали.
Уфимская "Башкирия", победив в единственном матче у себя на
треке латышей, очутилась на последнем месте. Обидно, ведь
именно она некогда называлась фаворитом в спидвее, Уфа многие
годы считалась центром отечественного спидвея. Отсюда вышли
легендарные гонщики Игорь Плеханов, Борис Самородов, Михаил
Старостин, Габдрахман Кадыров и другие.
Владимир
КАРНЕЕВ, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер
СССР
РОССИЯНЕ ЛИДИРУЮТ 28–29 ноября в Ассене
(Голландия) стартовал 34-й чемпионат мира в мотогонках на льду
в серии Гран-при. В нем участвовали пятеро россиян:
трехкратный чемпион мира А. Балашов, экс-чемпион и серебряный
призер прошлого года К. Дрогалин, а также В. Лумпов, В. Фадеев
и В. Перцев. Все наши спортсмены попали в "десятку"
лучших. В первый день чемпионата первым был А. Балашов, вторым
– К. Дрогалин. На следующий день гонщики поменялись местами.
После двух этапов у них по 45 очков. На третьей позиции
закрепился россиянин В. Никулин, который выступает за
Германию. Следующие четыре этапа Гран-при пройдут в
России: 23–24 января в Саранске, а 30–31 – в Красногорске.
|