ГЛАВНАЯ СТРАНИЙА      ВАЗ      УРАЛ (красивая история)      МОСКВИЧ      ФОТКИ      ВСЕ РАЗДЕЛЫ      

VI традиционые "Рождественские синхронные гонки"
6-7 января, Тольятти



Все бы хорошо, но все машины были "невеселых" расцветок, и в пасмурную погоду сливались с сероватой трассой.

Александр Никоненко и тот не брезговал "ипподромными" приемами прохождения поворотов.

Из гостей лучше всех знал трассу Ренас Мухаметзянов, в 1998 и 1999-м он становился призером "Рождественской гонки".

Раньше в этом месте наблюдался капитальный "прыжок", но на туповатых "двенашках" удавалось добиться лишь небольшого "подскока" (на снимке - В.Школьный).
До сих пор организаторам этой набирающей престиж и популярность гонки не удавалось добиться желаемого равенства условий для участников. Понятие "двухлитровые автомобили с приводом на одну ось" было слишком широким для нашей страны: в последние годы "восьмерки" не могли составить конкуренции "десяткам" раллийной команды"АвтоВАЗа".
И, пожалуй, лишь теперь, на шестом году жизни "Рождественских синхронных гонок" тольяттинцам удалось сделать решающий шаг - персонально приглашенным участникам предназначалась дюжина одинаковых автомобилей ВАЗ-2112-37, подготовленных в стенах Управления форсированных испытаний автомобилей серийного производста, входящего в состав Дирекции по техническому развитию "АвтоВАЗа". В активе этих машин уже была одна гонка - показательная кольцевая, прошедшая летом. Собственно, для кольца эти "двенадцатые-тридцать седьмые" с 16-клапанными моторами и задуманы изначально - это будущий класс "Кубок "Лада". Но пока идет зима, почему бы их не задействовать для сихнронных гонок? Тут как раз и шины подвернулись - "бесплатные", спонсорские от "Нижнекамскшины". Ничего, что обычные дорожные с шипами 1,5 мм, главное - одинаковые. Правда, во многом благодаря этим шинам гонка лишилась динамики - на голом льду тяжелые "двенашки" разгонялись далеко не лучшим образом, да и в поворотах вели себя весьма тупо. Но другого способа добиться технического равенства между пилотами пока не нашлось - довольствовались тем, что есть.
Между тем, на трассе, некогда созданной на новом полигоне ВАЗа в Сосновке (около 40 км от "Нового города" Тольятти) по идее и усилиями живой легенды советского автоспорта Степана Васильева, собрался воистину звездный состав. Пригласили 26 (!) гонщиков, из которых по разным причинам не явились Алексей Васильев, Николай Фоменко, Сергей Успенский, Александр Потапов и Рустем Минниханов. Вместо абсолютного чемпиона Украины по ралли Василия Ростоцкого приехало семейство Александров Салюков - отец, в прошлом входивший в сборную СССР по ралли, привез "погоняться" сына, ныне лидера украинского 1600-кубового зачета. А дмитровский полигон НИЦИАМТ вместо занятого Ильи Резниченко прислал Александра Карасевича.
В сумме пилотов получилось 21, причем 7 из них - действующие чемпионыи обладатели кубков России. Изначально их внесли в Список приоритета, позволявший им автоматически проходить из первой стадии борьбы ("контрольные заезды") во вторую ("отборочные заезды") вне зависимости от показанного результата.
Оттепель в Тольятти, чего не случалось здесь уже очень давно, началась еще до Нового года и длилась вплоть до Рождества. Были сильные опасения, что ледяная трасса "поплывет" вместо того чтобы замерзнуть. За день до "дня икс" 7 января повалил снег, но термометр показывал около нуля, и поэтому контрольные решили проводить не на основной трассе, а на запасной, представляющей собой примерно километровое кольцо неправильной формы. Для этих заездов пилотам выделили "кубколадовские" "восьмерки", из которых сами гонщики быстро выбрали две более-менее приличные.
Первая серия заездов - по два хронометрируемых круга - назвала певрых неудачников. За бортом соревнований оказались Карасевич, Радик Шаймиев, Сергей Алясов, Алексей Иванов и Дмитрий Бернгард. При этом худшее время было у Михаила Ухова, который, по нашим данным, вообще раньше никогда не выступал в ледовых состязаниях "кузовом", но, будучи в "списке приоритета", выходил в отборочную стадию "Рождественских гонок". Теперь предстояло из 16 отобрать 9 участников основных заездов плюс 3 запасных. Результаты именно этой части сражения приведены ниже - в зрителей превратились и Салюк (у украинских спортсменов опыт зимней езды вообще весьма невелик), и Забродин, да и, в сущности, трое запасных тоже - Николай Мезенцев, Борис Маслов и Аркадий Кузнецов. Забегая вперед, лишь Мезенцеву удалось затем выйти на старт, да и то лишь один раз - ВАЗ-2112-37 продемонстрировали неожиданную надежность.
Итак, финал: девять пилотов встречаются каждый с каждым, итого 36 заездов. Если кто не в курсе, что такое тольяттинская трасса для синхронных гонок, процитируем пресс-релиз:"Замкнутая кривая,общая длина 3200 м, длина каждого круга 1600 м. В заезде участвую два автомобиля, каждый стартует по своей дорожке, которые расходятся после первого поворота, чтобы пересечься посредством виадука, и вновь сходятся. Таким образом, проезжая два круга, каждый гонщик проезжает по обеим дорожкам. Автомобили большую часть едут рядом, но разделены снежными брустверами".
Автомобили распределили по жребию. При этом фатально не повезло Виталию Дудину, которого справедливо считали одним из главных фаворитов, - ему досталась машина с неизлечимым в полевых условиях дефектом электронной системы питания. Попросту говоря, она "не тянула", из-за чего Виталий проиграл все восемь своих заездов - при прочих равных условиях, согласитесь, такого произойти не могло. Выиграв очные встречи с Дудиным и Денисом Овчаренко, неожиданно проиграл все остальные Александр Орловский. Зато двое других гостей, сумевших пробиться в финал, - Ренас Мухаметзянов и Владимир Черевань - решили свою задачу весьма успешно. Оба уступили Александру Никоненко, но и оба одолели Виктора Школьного. Никоненко также не удалось обойтись без потерянных очков - в своем шестом заезде он проиграл мало-помалу набравшему обороты Сергею Нуждину.
По итогам 36 заездов картина сложилась такая: Никоненко набрал 7 очков (из 8 возможных), Черевань и Мухаметзянов - по 6, Школьный и Нуждин - по 5. Из этой пятерки двое лучших попадали в матч за 1-2 места, и еще двое - в мачт за 3-4 места, оба матча - до двух побед. Признаться, мы так и не поняли, почему пару Никоненко составил именно Черевань - ведь он проиграл во встрече с Мухаметязновым, но факт остается фактом: именно орловский гонщик вступил в спор за главный приз "Рождественской гонки" - автомобиль ВАЗ-2112.И более того, выиграл первый заезд, заставив нервничать высшее руководство "АвтоВАЗа", болевшее, разумеется, за "своего"! Но Владимиру немного не хватило - второй заезд с Никоненко он завершил в сугробе (многие повороты приходилось проходить по-трековому, опираясь на бруствер - эффективно, но, увы, и рискованно тоже), а третий проиграл с минимальным отставанием.

Главный, на наш взгляд, герой гонки - Владимир Черевань
Возможно, не хватило Череваню обыкновенного, что называется, "знания трассы". Ведь все знакомство с ней, "навороченной" до разумного предела, до начала фанальных заездов свелось к одному ознакомительному кругу. И если для Череваня, хоть он и выступал здесь, если не изменяет память, три года назад, трасса была, в сущности, "прекрасной" незакомкой, то Никоненко выступал на ней уже четвертый раз, не говоря уж о том, что имел возможность покататься по ней и как бы за рамками соревнований. Именно поэтому свое второе место Черевань воспринял отнюдь не как поражение и радовался чуть ли не больше самого победителя, хотя приз за второе место был не сопоставим по значимости с призом за первое - комплект шин плюс набор мелочей сувенирного плана.
Мухаметзянову тоже удалось составить достойную конкуренцию Школьному - один из двух заездов он выиграл, да и в двух других тольяттинец имел отнюдь не подавляющее преимущество. Осмелимся заявить, что оба 3-заездных матча за места с 1 по 4 - напряжение плюс равенство сил! - стали подлинным украшением двухдневных соревнований. Хотя, конечно же, скорости были в этом году далеко не те, что в предыдущих. Выходом из положения были бы шины с 4-милиметровыми шипами. С другой стороны, при таких погодных условиях они уничтожили бы трассу в два счета. Так что, возможно, организаторы на сей раз попали в "яблочко".